Почти ежедневно жители Екатеринбурга жалуются на переполненные автобусы, большие интервалы движения общественного транспорта, а разговоры о второй ветке метро уже никто не воспринимает всерьез, не говоря уже об инновационном «наземном метро». Ситуация усугубляется нехваткой персонала и огромными долгами главного транспортного предприятия города «Гортранс».
Нельзя сказать, что чиновники не предпринимают никаких усилий для решения проблем: в Екатеринбурге запускают новые трамвайные ветки, обновляют подвижной состав, модернизируют остановки и помогают «Гортрансу» платить по счетам. Но на фоне общих системных проблем это не помогает сделать общественный транспорт удобнее и доступнее.
It’s My City разбирался в истоках кризиса транспортной системы и обсудил с урбанистами Аркадием Гершманом и Владимиром Злоказовым, как с проблемами справляются чиновники и помогут ли их методы вывести общественный транспорт на новый уровень.
О проблемах общественного транспорта в Екатеринбурге власти основательно задумались в 2016 году. Они пришли к выводу, что часть маршрутов дублируют друг друга, а транспорт заполняется пассажирами неравномерно: часто автобусы, трамваи и троллейбусы курсировали пустыми, а маршрутки, наоборот, были переполнены. Изменить ситуацию могла новая реформа, которая предполагала, в первую очередь, кардинальное изменение схемы движения транспорта.
— Основная идея заключалась в уменьшении числа маршрутов. Нужно было сделать короткие интервалы на оставшихся и таким образом создать связную сеть. Чтобы с одной-двумя пересадками можно было доехать до любой точки в городе и долго не ждать транспорт. Сейчас же общественный транспорт в Екатеринбурге ходит с интервалами 15 минут в лучшем случае, подчас и 30–40 минут. Естественно, такой сервис никому не нравится, — рассказывает урбанист и один из разработчиков реформы Владимир Злоказов.
Проект реформы, который подвергся критике горожан, так и остался невоплощенным, но к нему вернулись снова, когда в 2019 году город обязали разработать комплексную схему организации транспорта (КСОТ). Эта концепция предполагала, что часть маршрутов общественного транспорта сократят, а оставшиеся разделят на три категории.
Первая — магистральные, вместительные автобусы или трамваи с большим количеством вагонов, метро с большой частотой движения. Вторая категория — вспомогательные маршруты. Третья — «социальные» с маловместительными автобусами, которые объезжали бы весь район. Это предложение снова вызвало скандал и реформа снова не увенчалась успехом.
— На тот момент такого типа нормативного документа, как КСОТ, еще не существовало, но в 2019 году он стал обязательным для муниципалитетов. Новый проект основывался на тех же принципах, которые мы закладывали в 2016 году, а именно на сокращении количества маршрутов с увеличением количества подвижного состава на оставшихся и переход к пересадочной модели.
Единственная разница заключалась в том, что когда мы презентовали проект, мы открыто объясняли, какие маршруты уйдут, а какие останутся, чтобы люди заранее знали, как они будут передвигаться. А проект 2019 года был менее публичен, поэтому сложно оценить то, в какой степени реформу реализовали на данный момент. Но мы видим, что проблемы с общественным транспортом остаются, — говорит Злоказов.
Такие нововведения в схеме движения общественного транспорта Екатеринбурга одобряют не все эксперты. Урбанист, автор видеоблога на YouTube и телеграм-канала «Город для людей» Аркадий Гершман считает, что реформа 2016 года была хороша для своего времени. Тогда она могла бы исправить ситуацию, потому что концепция была новаторской.
— В то время она была лучшей в России, позже на ее подходах в Москве начали свою реформу и продолжают по сей день. В Екатеринбурге по-хорошему это надо было делать десять лет назад. А сейчас вряд ли бы получилось концепцию воплотить. Да и политическое руководство не сильно заинтересовано в кардинальных реформах, — считает Гершман.
В 2020 году екатеринбургский «Гортранс» оказался самым убыточным муниципальным предприятием города. По заявлению перевозчика, из-за пандемии коронавируса критично упал пассажиропоток, который до сих пор не восстановился. У предприятия росли долги, дошло до того, что троллейбусам даже отключали линии питания.
В 2021 году убытки «Гортранса» составили 466 миллионов рублей. На погашение задолженностей администрация Екатеринбурга выделила 414,6 миллиона рублей, из них 140 миллионов пошли на долги по электроэнергии. На 1 января 2022 года у «Гортранса» все еще числилась непогашенная задолженность в размере 203 миллионов рублей и 155,2 миллиона по векселям.
С течением времени ситуация лучше не стала: летом 2023 года «Гортранс» снова задолжал «Екатеринбургэнергосбыту» 118 миллионов рублей за электричество. В сентябре этого года транспортное предприятие частично рассчиталось с компанией, погасив 36,4 миллиона рублей долгов, и судебное производство прекратили.
Чтобы частично погасить задолженности, в городе поднимали стоимость проезда. В 2022 году его повысили до 32 рублей, а в феврале 2023 года до 33 рублей. Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, пытаясь унять недовольство горожан, заявил, что экономически обоснованная стоимость проезда и вовсе составляет 50 рублей. Но урбанист Владимир Злоказов считает, что с повышением стоимости проезда ситуацию с долгами не исправить. Нужны другие решения.
— Возможно, повышение стоимости проезда и поможет решить какие-то текущие проблемы. В конце концов, есть инфляция и стоимость проезда нужно корректировать, исходя из ее уровня.
Но все же ключом к решению проблемы является увеличение числа пассажиров. А для этого нужно улучшать качество обслуживания, обеспечивать хорошую частоту и скорость движения, чтобы транспорт не стоял в пробках и ходил часто. Тогда люди к нему и потянутся.
Второй важный момент. В основном мы обсуждаем стоимость разовых поездок. Она может быть довольно высокой, но люди, которые пользуются общественным транспортом постоянно, должны иметь доступ к привлекательным по стоимости проездным билетам — месячным, квартальным, годовым.
По сути, это такая подписка на общественный транспорт, как услугу, и за это клиентов можно вознаградить скидкой. Однако в Екатеринбурге сейчас проездные билеты одни из самых дорогих в стране. Их стоимость слишком высока даже для людей, которые ездят регулярно, — уверен Злоказов.
Проездной билет на 60 дней на три вида транспорта без метро обойдется екатеринбуржцу от 585 до 1960 рублей. Безлимитный месячный проездной билет на четыре вида транспорта в Екатеринбурге стоит 2500 рублей. Для сравнения, безлимитный проездной на все виды транспорта в Нижнем Новгороде обойдется в 2300 рублей, а в Ростове-на-Дону он стоит 1920 рублей.
Дефицит кадров — еще одна острая проблема системы общественного транспорта Екатеринбурга. На многих маршрутах нет кондукторов, в связи с чем оплату за проезд принимают водители, отвлекаясь от дороги. Читатели It’s My City отмечают, что в трамваях на два вагона теперь работают не два кондуктора, а один.
На нехватку кадров в 2021 году обратила внимание прокуратура: ведомство проверило «Гортранс» и внесло представления в отношении главы предприятия. Силовики посчитали, что руководство не организовало работу по решению проблемы и плохо взаимодействовало с Екатеринбургским центром занятости. В январе 2023 года чиновники в администрации города признали, что в «Гортрансе» до сих пор существует некомплект штата, который провоцирует сбои в работе общественного транспорта. Власти пытались найти желающих работать водителями не только в Свердловской области, но и в Удмуртии и Башкортостане.
Сейчас в «Гортрансе» Екатеринбурга по-прежнему открыты 3030 вакансий. Больше всего не хватает кондукторов, также нужны водители трамваев, троллейбусов и автобусов. Основная причина нехватки персонала — низкие зарплаты и график работы. Судя по официальному сайту муниципального предприятия, зарплаты кондукторов в трамваях и троллейбусах начинаются от 20–22 тысяч рублей. Кондукторы в автобусах могут получать больше — в среднем их зарплата составляет 47 тысяч рублей. Зарплаты водителей троллейбуса начинаются от 33 тысяч.
— На общественный транспорт долгое время не обращали внимание. На дорожные развязки деньги находили, на ту же Объездную дорогу вокруг города. Но как-то все забывали индексировать зарплаты водителям, вкладываться в транспорт. Потому что если этого не делать, то в скором времени весь транспорт превратится в тыкву. Чиновники и политики просто довели ситуацию до того, что нечего выпускать на линию и некому водить, — объясняет урбанист Аркадий Гершман.
Еще одна проблема общественного транспорта в Екатеринбурге — несоблюдение интервалов движения, особенно это ощутимо с наступлением холодов, когда приходится стоять на остановке по 20 минут в рабочий день, а в выходные иногда по 40, и это становится невыносимо. Из-за этого многим приходится добираться до дома пешком или на такси, цены на которое тоже постоянно повышают. Долго ждут свой транспорт горожане не только из отдаленных районов (Академического, Солнечного, Компрессорного), но даже жители центра.
В августе этого года власти Екатеринбурга пообещали разобраться в проблеме. Решение предложили следующее: изменить схему работы с транспортными компаниями, перейдя на брутто-контракты.
Сейчас перевозчики получают оплату напрямую от пассажиров, а в будущем им будет платить муниципальное предприятие за протяженность маршрута и число автобусов на линии. Переход на такую систему работы поможет транспортным компаниям выводить автобусы на работу по расписанию и обеспечивать работу непопулярных маршрутов.
— Это позволит эффективнее распределять средства в системе, где не все маршруты являются прибыльными. У города есть маршруты с высоким пассажиропотоком, потому что на этих направлениях много пассажиров. Но есть и маршруты, которые существуют, чтобы обеспечить транспортную доступность для небольшого числа людей, живущих в отдаленных районах и поселках. На них никогда не будет много пассажиров, потому что там никогда не заработаешь денег.
Модель с брутто-контрактами позволит перераспределять средства между маршрутами, чтобы не было такого, что все убыточные маршруты обслуживает муниципальный транспорт, а коммерческие перевозчики снимают сливки с прибыльных маршрутов, на которых много пассажиров, — поясняет Злоказов.
Другая проблема — большая часть техники в городе изношена. По состоянию на 2021 год, средний возраст трамваев составляет 37 лет при норме в 18 лет, троллейбусов — 26 лет (стандарт 10 лет), автобусов — 8 лет (при норме в 8 лет). Неисправность транспорта становится и причиной инцидентов. К примеру, только за последний год в Екатеринбурге пять раз загорались трамваи.
Городские власти пытаются решить проблему. К 300-летию Екатеринбурга мэрия закупила 50 новых низкопольных троллейбусов на автономном ходу с кондиционерами и зарядными устройствами для мобильных телефонов. Обновление скоро коснется и автобусов. 65 машин закупят к началу февраля 2024 года. Правда, они будут курсировать в отдаленных районах города: Калиновском, Изоплите, Медном, Горном Щите и Шабровском.
Первую партию автобусов закупят по договору лизинга за 979 млн рублей, эту сумму город будет выплачивать в течение пяти лет. Вторую партию приобретут за деньги из городского бюджета и казначейские кредиты из федерального бюджета. Также в 2024 году планируют дополнительно закупить 30 автобусов за счет казначейского кредита от правительства Свердловской области.
— Покупать транспорт надо, несмотря на долги. Автобусы точно стоит менять, так как они изнашиваются быстрее, чем электромашины. Троллейбусы тоже нужно менять, потому что этот транспорт не меняли очень давно.
Важно понимать, что в основном это делается за счет федеральных программ по развитию общественного транспорта. Федерация дает деньги под определенную цель, эти средства нельзя потратить ни на что другое: покрытие долгов или повышение зарплат, — отмечает Злоказов.
Несмотря на мечты горожан о второй ветке метро, власти решили сфокусироваться на запуске электричек и новых линий трамваев в город-спутник Верхнюю Пышму и новые микрорайоны Солнечный и Академический.
Пригородный маршрут трамвая в Верхнюю Пышму анонсировали в 2015 году, планировали запустить в 2020, но сделали это только в 2022 году. Ветка между Пышмой и Екатеринбургом стала единственным в России примером трамвайного сообщения между муниципалитетами. Спустя год работы трамвая многие разочаровались в этом виде транспорта. За счет извилистого маршрута по скорости он часто уступает автобусу. Кроме того, маршрут заканчивается на окраине Верхней Пышмы, а потому люди добираются до конечной с пересадками.
Несмотря на то, что трамвайные пути построили за счет федерального бюджета, строительство депо, а также дальнейшее обслуживание сети ляжет на бюджет муниципалитета.
— По сути, в Екатеринбурге запускают трамвай-маршрутку по челночной системе до метро. И если пути строили за счет бюджета, то депо, вагоны и обслуживание будет идти по концессионному соглашению. Любая концессия в сфере общественного транспорта — это кредит. Проект обошелся региону и городу в приличные деньги, а это значит, что средств на обновление и поддержание остального общественного транспорта Екатеринбурга будет мало, все будет уходить на ветку в Верхнюю Пышму. Город загнал себя в ловушку, — рассказывает Гершман.
Владимир Злоказов уверен, что пока рано делать выводы о работе транспорта. И положительные стороны в запуске маршрута все-таки есть.
— Одна из целей ветки — развитие нового района застройки на севере Екатеринбурга. В этом плане мы видим хорошую практику: еще до того, как построят новые дома и район, появляется магистральный вид транспорта, чтобы избавить людей от зависимости от автомобиля. Понятно, что это будет выгодно девелоперам, которые смогут лучше продавать квартиры, но для агломераций города это решит транспортные проблемы до того, как они появились. Это полная противоположность обычной практике в наших городах, когда сначала строят, а потом думают, — считает Злоказов.
Трамвайную ветку в Академический район начали возводить в июле 2021 года. По разным данным, движение трамвая может начаться в этом году, а полноценно его запустят в 2024 году. На первом этапе транспорт пустят по улицам Вильгельма де Геннина и Серафимы Дерябиной до трамвайного кольца на улице Волгоградской около горбольницы № 40. На втором этапе ветку хотят соединить с улицей Татищева в микрорайоне ВИЗ. Стоимость проекта составит 2,6 млрд рублей.
В октябре 2022 года началось строительство трамвайной ветки в Солнечный. Работы планируют также провести в два этапа, а первый обещали завершить к началу 2024 года. Новая трамвайная ветка длиной 1,7 км соединит существующую остановку «Мусоргского» и конечную новую остановку в Солнечном.
По мнению Аркадия Гершмана, развитие трамвайных веток требует создания инфраструктуры. Например, комфортных пунктов для ожидания транспорта.
— Чиновники забывают про «проблему последней мили» — то, что транспорт должен находиться в удобном месте и люди могли до него дойти. Часто у нас закупают трамваи, но не делают нормальные платформы и безопасные переходы к ним, люди вынуждены пробираться через заборы и грязь, — считает Гершман.
Еще одно транспортное новшество Екатеринбурга — «наземное метро». Сейчас это сервис с 142 пригородными поездами, курсирующими в семи направлениях, участки которых попадают в периметр между станциями и остановочными пунктами Шувакиш, Березит, Глубокое, аэропорт Кольцово, разъезд Приисковый, 1639 км, Северка.
Общая протяженность железной дороги вместе со старыми путями составит 31 км. Маршрут соединит 15 остановок от железнодорожного вокзала до аэропорта. Завершить строительство первого маршрута будущего Екатеринбургского железнодорожного кольца и запустить первые маршруты планируют к 2025 году.
— Проект наземного метро можно разделить на две части. Первая — развитие электричек уже по существующим железнодорожным веткам. Вторая — проектируемая линия из Кольцово через Солнечный и Академический, Широкую Речку и Верх-Исетский пруд. Идея с развитием движения электричек по существующим железнодорожным линиям хорошая. Электрички смогут сделать города екатеринбургской агломерации ближе друг к другу. Люди смогут жить в небольших городах и быстро ездить на работу в Екатеринбург. На таких расстояниях поезд выигрывает у автобусов и по скорости, и по уровню комфорта.
Вторая часть ветки на этом направлении не факт, что будет успешной. Зачем на нем запускать дорогостоящую электричку, в инфраструктуру которой нужно будет вложить миллиарды рублей, совершенно непонятно, — считает Злоказов.
Некоторые городские эксперты также предрекали низкую популярность такого вида транспорта. Специалисты сравнивали проект с опытом московской кольцевой дороги: если в столице горожане заинтересованы в поездках с окраины на окраину, то в Екатеринбурге мало кто захочет ехать из одного спального района в другой.
С ними согласен и Аркадий Гершман. Он убежден, что общественный транспорт должен ездить туда, где он нужен людям, а не туда, куда удобнее его провести. Часто это становится причиной того, что многие проекты разваливаются.
Тем временем мэрия уже зарезервировала участки под железнодорожные пути от Компрессорного до аэропорта Кольцово. Часть жителей Екатеринбурга выступала против строительства ветки на землях, которые обозначила администрация из-за участка с кладбищем: власти изымают под пути участок, где находится единственное в городе кладбище домашних животных. Однако в пресс-службе мэрии города It’s My City сообщили, что земли изымут с переносом. А для кладбища подберут зоны для нового захоронения.
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.