Каким получился «Собиратель душ» — гипнотический хоррор из Америки девяностых с Николасом Кейджем
В российских кинотеатрах уже вторую неделю крутят детективный хоррор «Собиратель душ» с Николасом Кейджем в роли американского серийного убийцы из 1990-х и Майкой Монро в роли детектива, расследующего его преступления. Сюжет напоминает знакомую классику — «Молчание ягнят», да и вообще весь фильм усыпан отсылками к самым разным киношедеврам.
Создатели картины серьезно вложились в рекламу — еще до выхода на экраны зрителям представили целую вселенную о преступлениях и жертвах Длинноногого, так зовут героя Кейджа и так же фильм называется в оригинале. Поэтому у «Собирателя душ» есть потенциал стать одним из лучших фильмов года. С другой стороны, он может и не оправдать чьи-то завышенные ожидания.
Кинокритик Егор Бобыкин посмотрел фильм и рассказывает, чем этот хоррор понравится любителям Стэнли Кубрика и почему он если не напугает зрителя, то точно доставит ему эстетическое удовольствие от просмотра.

Штат Орегон, Америка. 1990-е годы опознаются по портрету Билла Клинтона в полицейском участке штата. Там работает главная героиня — детектив Ли Харкер (Майка Монро), расследующая дело о серийных убийствах. В определенные даты к разным семьям поступают зашифрованные письма, напоминающие те, что когда-то рассылал убийца по имени Зодиак по газетам.
В рецензиях фильм часто сравнивают с легендарным «Молчанием ягнят» Джонатана Демме, и персонаж Кейджа действительно чем-то смахивает на Баффало Билла (серийный убийца из «Молчания ягнят»), возможно, своей пугающей манерностью, возможно, своим... музицированием. Билл любил рейвить под Goodbye, Horses, а Собиратель душ — под рок. По крайней мере, на это намекают висящие в комнате плакаты с глэм-рок-группами.

Длинноногий заявит о себе в прологе: его играет Николас Кейдж. В самом начале фильма его герой под толстым слоем белоснежного грима пристает к маленькой девочке. Никому такого не пожелаешь, конечно.

Конец предыдущего десятилетия и начало 2020-х ознаменовались творческим перерождением Николаса Кейджа — актера, казалось бы, глубоко погрязшего в проектах категории D.
Но выходит сначала кислотно-медитативное «Мэнди» Паноса Косматоса, где Кейдж оказался по другую сторону борьбы с потусторонним — не злодеем, как в «Собирателе душ», а героем, что мстит демонам за смерть своей жены. Амплуа мстителя триумфально примерит он и в «Свинье» Майкла Сарноски, доказав, что все еще может играть сильные драматические роли.

В «Собирателе душ» он мастерски отработал отточенные им на протяжении десятка лет навыки «экспрессионистской» актерской игры: экзальтированной, вычурной, когда каждое движение лица и интонации голоса подчиняются какой-то маниакальной логике. В этом смысле у Кейджа получилось стопроцентное попадание в образ, как и у Алисии Уитт, сыгравшей Рут Харкер — обезумевшую мать главной героини.
Одна из самых жутких и одновременно самых тихих сцен фильма, когда Ли разговаривает по телефону со своей матерью в пустом полицейском участке. Когда из полумрака участка, прерывая минутную тишину, доносится скрипучий голос матери, напоминающий о том, что у дочери скоро день рождения.

Как хорошо вообще фильму удается пугать? Страх, как и юмор — очень субъективные вещи. Режиссер «Собирателя душ» Оз Перкинс знает, как делать фильмы ужасов. В 2015 году он дебютировал с «Февралем» — хоррором, который не столько пугал и нагонял чувство страха, сколько хоронил зрителя под лавинами скорби и всепроникающей печали.
Интонационно «Собиратель душ» другой: вместо меланхолии — сухость полицейского процедурала и кубриковская дистанцированность от героев.
С кубриковским «Сиянием» ассоциации возникнут не раз и не два как на уровне некоторых операторских приемов, так и в плане сюжетных отсылок, например, топор станет орудием убийства в руках главы семейства. Перкинс, опираясь на наследие маэстро, смог грамотно извлечь нужное. В плане композиции кадра, движения камеры, света и интерьеров «Собиратель душ» — конфетка.

Это один из красивейших хорроров 2024 года. Перкинс не стесняется заливать пространства комнат янтарем и снимать Майку Монро, анализирующую улики на багрово-красном полу так, что процесс анализа начинает напоминать первобытный ритуал.
Если фильм не испугает зрителя, то точно сможет доставить ему эстетическое удовольствие.
Самые сильные ударные сцены и самые изощренные стилистические решения сконцентрированы приблизительно в первые 30 и последние 20 минут. Это не то чтобы слишком плохо, в конце концов, Перкинс умело держит интригу, вывешивает чеховские ружья в нужных местах и намеренно сбавляет обороты, чтобы финал работал в полную силу. Просто не стоит ожидать сверхшедевра, на что могла настроить очень крутая рекламная кампания.
Еще за полгода до выхода фильма маркетологи выложили странные ролики и постеры с кодом, по которым можно было определить дату выхода и название картины. На баннерах к фильму оставили номер телефона, по которому можно было позвонить и услышать жуткую запись. После в сети распространилось видео, где главная героиня впервые видит Николаса Кейджа в гриме и пугается. Затем появился целый сайт из 1990-х, где рассказывалось об убийствах и жертвах Длинноногого.

Что по итогу? «Собиратель душ» — это стильный и невероятно густой концентрат разнообразных киношных и культурных пластов. Тут и тема серийных убийц, будоражащая Америку как минимум со времен «семьи» Чарльза Мэнсона, и дань уважения кинодетективам 1990-х годов («Молчание ягнят», «Семь», «Исцеление» Киеси Куросавы), и остроумное обыгрывание известного суеверия, что рок — музыка Сатаны. Безусловно, самая яркая премьера второй половины июля.
