8 сентября, 15:45, 2025 г.
Ленинский районный суд Екатеринбурга не стал отменять приказ управления госохраны объектов культурного наследия (ОКН) Свердловской области об отказе во включении ковочного пресса Уралмашзавода в реестр памятников. Суд встал на сторону ведомства и отклонил иск екатеринбургских общественников, пытающихся спасти пресс от возможного сноса, передает корреспондент It’s My City из зала суда.

Ковочный пресс усилием 10000 тонн. Фото: ВООПИиК Урал
Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Марина Сахарова и основательница проекта «Уралмаш 2023» Ольга Беляева подали иск к управлению госохраны ОКН, так как считают, пресс имеет все признаки объекта культурного наследия: он исторически связан с Уралмашзаводом, представляет научно-техническую ценность, а также уникален как исторический артефакт. Пресс застал Великую Отечественную войну и ковал башни для танков, детали для артиллерии и военных самолетов. В 1941 году это был мощнейший в СССР пресс.
По мнению истцов, управление безосновательно отказалось признавать механизм памятником, учитывая только заключение эксперта Людмилы Михайловой, которая не видела в прессе признаков памятника, и не стало рассматривать независимую экспертизу. На суде Марина Сахарова также заявила, что привлеченный к процессу в качестве третьего лица Уралмашзавод был заинтересован в сносе пресса.
— ПАО «Уралмашзавод» намеревалось демонтировать этот объект и имело определенную заинтересованность, чтобы никакой историко-культурной ценности у него не было. Таким образом управление охраны [ОКН] основывается на мнении заинтересованных лиц, — сказала Сахарова.
Представитель свердловского управления госохраны ОКН Павел Бочков заявил на суде, что у ведомства нет оснований не доверять экспертизе Людмилы Михайловой. Кроме того, считают чиновники, пресс давно утратил свой первоначальный вид из-за того, что его много раз ремонтировали и меняли в нем детали.
— Доводы административных истцов сводятся к их несогласию с отсутствием историко-культурной ценности объекта, что все-таки является их субъективным мнением, — сказал Бочков.
Активисты, подавшие иск, пытались добиться проведения повторной, но уже судебной историко-культурной экспертизы, чтобы доказать, что в прессе все еще достаточно оригинальных деталей, чтобы считаться историческим памятником. Однако суд отклонил это ходатайство и встал на сторону ответчика. Сейчас истцы решают вопрос об обжаловании решения суда в следующей инстанции.
История борьбы за сохранение ковочного пресса
Ковочный пресс усилием 10 000 тонн на Уралмашзаводе работал с 1935 года. В годы войны он ковал башни для танков, детали для артиллерии и военных самолетов. В сентябре 1941 года это был самый мощный пресс в стране, поэтому градозащитники добивались, чтобы его взяли под защиту государства.
В декабре 2024 года градозащитники призвали признать ковочный пресс Уралмашзавода памятником. Ему грозит уничтожение, так как в 2023 году управление госохраны ОКН разрешило снести часть цеха, где находился пресс. Из-за этого механизм около года стоит под открытым небом.
В конце февраля 2025 года главный редактор издания «Вечерние ведомости» Владислав Постников также призвал мэрию сохранить ковочный пресс. В ответ мэр Екатеринбурга Алексей Орлов назвал идею хорошей и попросил Постникова написать об этом заявление вице-мэру Сергею Плахотину.
Однако в марте управление госохраны ОКН отказалось признавать пресс объектом культурного наследия. Спустя почти месяц «УГМК-Застройщик», который планирует застройку бывшей территории Уралмашзавода, где находится механизм, пообещал сохранить его и найти ему применение. Но официальных заявлений от компании по этому поводу больше не поступало.