Продукты в магазинах дорожают, сложно накопить на квартиру, а война продолжается. Из-за постоянного напряжения и тревоги за свое будущее увеличивается число людей, у которых диагностируют ментальные расстройства, вместе с этим растут и продажи антидепрессантов в стране.
По данным Росстата, с 2020 по 2024 год число впервые выявленных психических расстройств в России выросло на 18% — с 384 до 454 тысяч случаев. Основной рост пришелся на депрессии, тревожные и стрессовые состояния. Их стали диагностировать на 21,5% чаще. В 2025 году продажи антидепрессантов с 2024 года выросли на 35,8% в прибыли, а если считать в упаковках, то на 24%.
Психолог Анастасия Беренова рассказала в колонке для It’s My City, так ли все плохо на самом деле и какие есть способы борьбы с тревогой и выстраивания новых опор.
— То, что происходит — страшно. У нас накапливается напряжение. С 2020 года из-за пандемии реальность поменялась.
Изменился рынок и экономика. Те же деньги приходится зарабатывать с большим напряжением.
Стало больше социальных вызовов. Требуется собранность, концентрация, адаптивность, умение выдерживать неизвестность.
Накопились усталость, напряжение, изменился способ взаимодействия с деньгами, с процессами, когда для достижения результата требуется 3-4 раза больше усилий, чем раньше. Все это выматывает.

Мы всей планетой находимся в посттравматическом процессе или даже в травме и потихонечку вырабатываем разные способы адаптации.
Кто-то замирает. Но это не очень хорошо: люди уходят в интернет, в зависимость или в изоляцию. Некоторые, наоборот, начинают больше развиваться, заниматься собой, здоровьем, жизнью, то есть справляться. У таких людей, конечно, более стратегически выигрышная реакция. А еще это про живучесть.
— Я бы предложила опираться на антитренды, то есть на то, что идет в противовес повестке. Например, у нас все идет в нейросети и онлайн, а антитренд к этому — уход в офлайн. Это не значит, что нельзя больше пользоваться нейросетями, но живые офлайн-проекты становятся более ценными. Свой дом, готовка домашней еды, поездки за город — все то, что можно потрогать, пощупать, становится еще большей ценностью.

Самое простое, что можно посоветовать, когда тяжело — много ходить, заниматься физической нагрузкой, спортом.
В тревоге сложно расслабиться, поэтому сначала нужно максимально напрячься и «вытрясти» ее, вырвать из тела, после этого приходит расслабление.
Первое правило — максимальная активность тела. Даже банная практика — это тоже активность. И только после нее максимальное расслабление, а не наоборот, иначе это не поможет, а загонит тревогу внутрь.
Второй пункт — это любой контакт с природой. Можно посадить растения на подоконник, прогуляться в лесу, провести время с домашними животными. Контакт с живым и чем-то древним вроде природы всегда целителен. Также может помочь обращение к любым ритуалам. Это все работает и в связке с психотерапией.
— Если становится совсем плохо, нужно выяснить, что с вами происходит. Здесь я советую сосредоточиться на процессах и протестировать себя. Есть шкала Бека — это шкала депрессии, ее можно найти в интернете. Очень важно обратить внимание на результат, чтобы обратиться к специалисту и, возможно, подключить медикаменты.
К врачу нужно обратиться тогда, когда появляются тревожные симптомы, например, вам ничего не хочется, нет желаний, тревога держится больше двух недель, а никакие методы самоподдержки не работают. Плюс идут уже когнитивные искажения: плывет внимание, плывет работоспособность и ухудшается качество жизни.

Нужно очень тщательно выбирать психиатра, так как любое назначение антидепрессантов не должно ухудшать вашего качества жизни. Помним, что большинство антидепрессантов имеют побочные эффекты, например, снижают либидо. Если депрессия носит психогенный характер и ее можно корректировать психотерапевтически, специалисты не рекомендуют прием антидепрессантов на том основании, что снижение либидо может запустить еще большее ухудшение состояния, еще большее погружение в депрессию.
Не нужно заигрывать с препаратами, необходимо обязательно просить врача, чтобы он опирался на анализы, которые у вас есть, так как, возможно, под видом депрессии подкрались другие заболевания, например, эндокринного характера. Необходимо, чтобы психиатр смотрел, анализировал, нужно ли вам совмещать это с регулярной психотерапией.
Однако в каких-то случаях во время приема препаратов психотерапия может быть пагубной: психике нужно дать время отдохнуть, остыть и только после этого идти во внутреннюю работу.
Если вам диагностировали депрессивное расстройство, то препараты — это костыли, с которыми вы будете двигаться на определенном этапе жизни. Вы не можете их внезапно отменить, но при этом вы не можете на них всю жизнь опираться.
В момент выхода из острого состояния нужно дальше искать новые способы адаптации к реальности.
— Стоит искать комьюнити, которые вам близки по духу.Чем более мы чувствуем одиночество, замыкаемся в сети, тем тяжелее нам выдерживать состояние упадка.
Можно ходить в языковые клубы, тематические мероприятия и походы. Но старайтесь в этом случае избегать, например, некоторых бизнес-завтраков, где встречаются люди и натужно показывают искусственно успешный успех. Такие встречи могут обесценить ваше состояние.
К «темным» комьюнити я также отношу зацикленность на псевдодуховных практиках, где ищут просветление. Такие практики у некоторых людей могут вызвать панические атаки, депрессивные эпизоды и тревогу.
Ищите «мягкие» комьюнити, где можно быть собой, где есть бережность и уважение к разности, где можно, если вам это необходимо, отсидеться в уголочке. Но самое главное — не замыкайтесь в себе. Потому что оставаться наедине с тревогой — это значит усугубить свое состояние.

— Глубинная забота о себе, это не про то, что мне сейчас тревожно и я быстро гашу панику тортом или кофе, а про пересмотр ориентиров. При таком уровне напряжения нужен огромный запас нашего личного здоровья. И именно поэтому сейчас лучше составить хороший план питания — с достаточным количеством белков, жиров, с плотными завтраками. Нужно продумать хорошие силовые нагрузки, соответствующие вашему возрасту, состоянию, требованиям.
Все это делает нас чуть-чуть здоровее, чем если бы мы этим не занимались. И во время тревоги необходимо направить фокус на стратегическую заботу о себе.
